Товарная марка – уникальная символика, необходимая для персонализации предпринимательской деятельности и юридических лиц. Она также формирует у потребителя определенную ассоциацию с продукцией и выпускающим ее брендом. Может быть изображена в виде слов, букв, символов и сочетать в себе все эти элементы. Дизайн и размеры разнообразны, в зависимости от предпочтений владельца. Ее использование регулируется на законодательном уровне, поэтому при нарушении прав, назначается экспертиза товарного знака. Эксперты привлекаются для того, чтобы установить имеющееся сходство до степени смешения.
Во многом успех и результат зависит от того, насколько правильно были поставлены вопросы, так как в итоговом документе должны отражаться выводы, основанные на вопросах и их логическое обоснование. Эксперт также может делать заключение о вопросах, которые не фигурировали в процессе, если им будут выявлены обстоятельства, имеющие значимость для дела. Экспертиза заявки на товарный знак проводится в строгом порядке в соответствии со всеми требованиями и правилами арбитражного суда. Лица, которые участвуют в процессе, могут предоставить заранее подготовленные вопросы. Обычно их не отклоняют и не изменяют. Решающую роль во всех спорах всегда играет заключение лингвиста.
Сроки экспертизы товарных знаков и ее стоимость зависит от числа вопросов. Правильно будет указать один или два, но главное, чтобы они были грамотно и четко сформулированы, так как можно получить ответы, которые в принципе не относятся к делу. Если вы не можете составить их самостоятельно, всегда можно обратиться за помощью в Центр лингвистических и психологических экспертиз «еЛингвист». Здесь также можно заказать проведение процедуры, что позволит сэкономить время и нервы. При регистрации новой товарной марки вам также смогут помочь и сделают это в разы быстрее, чем Роспатент. В команде работают первоклассные специалисты, так что сложности не возникнут ни на одном из этапов.
● установка вероятного сходства товаров от разных производителей и отнесение их потребителем к одному бренду;
● проверка уникальности, новизны и креативной части. Потребность в процедуре возникает тогда, когда речь заходит о нарушении авторских прав, либо при незаконном использовании чужого имени в своих коммерческих целях.
Экспертиза сходства товарного знака, применима и для того, чтобы урегулировать конфликт, не доводя дело до суда. Это также своеобразный, но действенный способ влияния на недобросовестных конкурентов.
Экспертиза по существу товарного знака по формальному параметру бывает официальной и инициативной. В первом случае процесс назначается по судебному постановлению, а во втором проверка проводится по желанию. По количеству экспертов различают комиссионные и некомиссионные. При проведении комиссионных задействовано несколько человек, при некомиссионных лишь один.
Проведение экспертизы товарного знака отличается тем, что объект исследования довольно специфический и не всегда может быть зарегистрирован в установленном порядке. Как уже обозначалось, ее проводят в особых случаях и редко по самостоятельной инициативе. Обычно эксперты работают с методическим документом, а именно с «Методическими рекомендациями по проверке заявленных обозначений на тождество и сходство», который утвержден приказом Роспатента №197 от 31 декабря 2009 г. Но, в этом случае, разрешено применение экспериментальных методов, что прописано в «Правилах составления, подачи рассмотрения заявки на регистрацию товарного знака и знака обслуживания».
Экспертиза сходства товарного знака в отличие от других, где обычно проводят качественный анализ, побуждает к использованию количественных методов исследования, что позволяет получить достоверные и объективные результаты. В этом случае также разрешено применение факторного анализа и статистического метода.
● поиск схожих и обозначений;
● определение уровня схожести;
● поиск однородности товаров с предметом исследования.
Обычно после экспертной оценки пригодности, проводят оценку степени однородности товаров, для того чтобы устранить возможность их дальнейшее смешение. Под однородностью в данном случае стоит понимать товары, относящиеся к одному виду и роду.
После этого проводится сопоставительный анализ объектов на предмет схожести. В исследование входит аналитика содержания не только смыслового, но и графического, ассоциативного и даже звукового сходства.
В Методичке детально прописаны параметры, по которым следует проводить анализ товарного знака. В завершении эксперт определяет насколько значимо сходство и дает свое заключение.
● есть схожие звуки в объектах;
● общая схожесть звуков, составляющих обозначения;
● похожие звуки располагаются аналогично, что приводит к появлению одинаковой структуры;
● равное количество слогов и то, как они расположены;
● обоюдно совпало звукосочетание;
● состав гласных и согласных звуков схож;
● одинаковые ударения.
● контуры и общее впечатление от картинки;
● сочетание букв и схожее написание;
● алфавит и взаимное расположение букв;
● цвета в оформлении.
● аналогичность идеи, понятий и одинакового значения используемых слов (даже если они принадлежат к разным языкам);
● идейная и понятийная противоположность;
● одинаковые элементы с логическим ударением, но имеющие свое собственное значение.
Что касается ассоциативного сходства, то здесь акцент делается на похожие ассоциации, возникающие у потребителя, который видит символику марки.