ПОЛУЧИТЬ БЕСПЛАТНУЮ КОНСУЛЬТАЦИЮ
Оставьте контакты, чтобы мы могли связаться с Вами
×

Диффамация в гражданском праве

Диффамация в гражданском праве

Конституция РФ наделяет всех граждан рядом нематериальных прав, среди которых право на защиту чести, достоинства и деловой репутации. Одним из случаев, когда гражданин может реализовать это право является диффамация, что это такое простыми словами рассмотрим ниже.

Что означает слово диффамация?

Нормативно-правовые акты РФ не оперируют понятием диффамации, хотя оно встречается еще в гражданском праве дореволюционной России, а сегодня широко применяется в практике международных судов и национальных правовых системах западных стран. Единого определения термина диффамации в праве РФ также нет, хотя в научной литературе его трактуют достаточно конкретно и однозначно.



Требуется консультация?
Оставьте заявку
и мы свяжемся с Вами

Диффамация – это термин, происходящий от латинского diffamatio, переводящегося как разглашение либо распространение. Это понятие по определению близкое к клевете, поскольку также подразумевает распространение о ком-то порочащих сведений. Однако клевета и диффамация отличаются несколькими существенными признаками.

Во-первых, диффамацией считается разглашение каких-либо порочащих сведений в печати, тогда как клевета может распространяться еще и в письмах, а также в форме устных публичных заявлений. Во-вторых, диффамацией является распространение как недостоверных, так и соответствующих действительности данных, тогда как клевета – это всегда сведения заведомо ложные.

В России механизмы правовой защиты от диффамации на данный момент определены только ст. 152 ГК, согласно которой порочащими признаются те сведения, распространение которых влечет за собой умаление репутации человека в обществе либо же побуждает общество избегать и остерегаться его.

В зависимости от личного отношения к своим действиям распространителя и достоверности распространяемых им сведений выделяют диффамацию умышленную и неумышленную, а также достоверную и недостоверную. Поскольку диффамацию в основном определяют, как высказывание, направленное на умаление чести, достоинства и деловой репутации частного или юридического лица, стоит разобраться в значении этих понятий.

Понятия и правовой механизм защиты чести, достоинства и деловой репутации

«Честь», «достоинство», «репутация» – категории, которые являются родственными, но не тождественными и имеют разный «правовой вес». Все они относятся к нематериальным и неотчуждаемым правам личности, охраняемых Конституцией. Честь определяется как общественная оценка личности, то есть как нечто объективное. Достоинство же является более субъективным понятием, которое касается самооценки человека.

Репутация также является объективной категорией и трактуется как оценка профессиональных качеств конкретного человека либо юридического лица. Нанесенный деловой репутации внешними факторами ущерб может быть доказан. Например, компания может доказать, что ее прибыль упала в следствии публикации несправедливых обвинений, физическое лицо также может доказать, что потеряло друзей, показав гневные письма от них.

В статье 152 ГК, в части, где говорится о деловой репутации граждан и юридических лиц, не содержится оговорок относительного того, что гражданин должен быть зарегистрирован в качестве предпринимателя. Поэтому можно говорить о том, что независимо от профессии и рода занятости любой человек может обладать деловой репутацией и соответственно выступать в ее защиту.

Сознательное нанесение ущерба чести, достоинству и репутации и является диффамацией, несмотря на это данный термин ни в правовых актах, ни в судебной практике современной России практически не применяется, хотя он очевидно описывает очень широкий спектр социально значимых проблем. Еще одной большой сложностью при рассмотрении этого понятия применительно к судебной практике является то, что использование ст. 152 ГК РФ возможно только, если распространенные об истце сведения не соответствуют действительности.

Проблема в том, что случается немало ситуаций, когда разглашение правдивых сведений также наносит репутационный и иной ущерб человеку. Моральный и репутационный урон может, например, нанести распространение достоверных данных о личной жизни человека без его согласия. Поскольку неприкосновенность частной жизни также охраняется Конституцией, при рассмотрении подобных дел, человек вправе требовать возмещения морального вреда. Исходя из этого, диффамацию можно определить еще и как действие, направленное на причинение вреда тайне личной или семейной жизни.

Уточнение и нормативное закрепление понятия диффамации – это остроактуальная задача для современного российского законодательства, тем более что нормы диффамационного права существуют во всех западных странах. Во многом ее актуальность связана еще с растущим количеством случаев диффамации в СМИ и особенно на различных интернет-ресурсах. Несмотря на все сложности дела, связанные с подобными случаями, хоть и без прямого употребления термина диффамация рассматриваются в судах и часто завершаются успешно для тех, кто решил воспользоваться конституционным правом на защиту чести и достоинства.

Как правило, для того, чтобы доказать факт диффамации, необходима лингвистическая экспертиза. Заключение лингвиста позволит установить наличие в том или ином высказывании признаков намеренного искажения информации, а также зафиксировать факт подачи недостоверных либо заведомо ложных сведений в утвердительной форме или завуалированно.

Центр лингвистической и психологической экспертиз «еЛингвист» предоставляет услуги по проведению экспертиз, необходимых для доказательства факта присутствия в тех или иных высказываниях сведений, наносящих вред чести, достоинству и деловой репутации. Чтобы узнать больше о наших услугах и получить бесплатную консультацию, звоните нам или используйте форму обратной связи на сайте.




Остались вопросы?
Оставьте свои контакты, мы обязательно проконсультируем Вас
Почему нам доверяют?
Работа осуществляется максимально быстро
Работа осуществляется максимально быстро
Получить предварительную консультацию
Получить предварительную консультацию можно даже не выходя из дома – для вас работает онлайн-консультант
Мы работаем по всей России
Мы работаем по всей России и гарантируем качество предлагаемых услуг
В штате компании работают не просто исследователи, а ученые – доктора и
						кандидаты наук
В штате компании работают не просто исследователи, а ученые – доктора и кандидаты наук
Нам доверяют
Логотип компании парнера
Логотип компании парнера
Логотип компании парнера
Логотип компании парнера
Логотип компании парнера